Куда приложить механизм ГЧП в Приморье – мнения экспертов-экономистов

05 августа 2016, 10:15

Депутаты V созыва Заксобрания Приморья на июльской сессии регионального парламента среди прочих одобрили и законопроект, предусматривающий внесение изменений в краевой закон "Об участии Приморского края в проектах государственно-частного партнерства". Сами народные избранники считают, что основная цель законопроекта – дать возможность как муниципальным, так и краевым исполнительным органам для привлечения средств частного капитала в экономику края. Частный же капитал, уверены депутаты, получит "толчок" для того, чтобы "зайти" в те сферы экономики, которые "сейчас контролирует государство". РИА PrimaMedia обратилось к экспертам в области экономики, чтобы узнать, какие из сфер и отраслей региона в настоящее время наиболее восприимчивы к применению механизмов ГЧП.

Дмитрий Артеменко
Дмитрий Артеменко

Дмитрий Артеменко, профессор Высшей школы бизнеса Южного федерального университета, доктор экономических наук:

— ГЧП как механизм решения социально-экономических проблем развития территорий широко используется в международной практике. Суть его в том, что организуется совместная работа — в рамках одного проекта — частного и государственного партнера. ГЧП выгодно обеим сторонам: частный партнер получает возможность прибыльной работы в сложном социально— экономическом сегменте, а государство получает бюджетную эффективность проекта ГЧП и решение социальной проблемы.

Для ТОРов этот механизм очень подходит: за счет налоговых льгот, инфраструктурных и логистических выгод облегчается получение экономического эффекта проекта (например инвестиционного, индустриального, инновационного, рекреационного, экологического и т.д.), если не хватает государственной инициативы реализации экономического потенциала ТОРа.

В России для ГЧП, как правило, предлагаются инфраструктурные капиталоемкие проекты, государство здесь исходит из того, что частный партнер привлечет инвестиции и реализует инфраструктурный проект. При этом он должен обеспечить себе экономическую эффективность (в т.ч инвестиционную), а государству — бюджетную.

В принципе, это возможно, когда бизнесу некуда вкладывать ресурсы, и он ищет нестандартные варианты (ГЧП – это именно нестандартный вариант инвестиций). И при этом бизнес — весьма социально-ответственен, так как из всех выгодных проектов он выбирает наиболее социально эффективный. Понятно, что такой бизнес надо еще суметь найти.

По сути, ТОРы предлагают привлекательные условия работы, которые должны перевесить сложную социально-экономическую обстановку этой территории. На наш взгляд, государству для обеспечения социально-экономической и бюджетной эффективности ТОРов необходимо сформировать инвестиционное предложения, т.е. озаботиться запуском ключевых проектов в каждом ТОРе и привлечением через это инвестиционное предложение эффективных и социально-ответственных предпринимателей, готовых к кооперации с государственным партнером.

При таком подходе, с государственной инициативой реализации потенциала территорий, идея воплощения социально-экономического, природного, туристического, инновационного потенциала Дальнего Востока выглядит более реальной.

В "скандинавской модели" есть широкая практика применения государственно-частного партнерства. Причем государственная роль в скандинавском варианте — приоритетная. Государство не только широко использует этот механизм для выполнения своих задач в сфере транспорта, энергетики, телекоммуникаций и социальной, но и организует отраслевые кластеры.

Успех "скандинавской модели" вполне очевиден, и хотелось бы запустить масштабную программу государственно-частного партнерства, прежде всего, по проектам создания и развитии национальных парков с туристической составляющей, развития туристической инфраструктуры, развития медицинского (в том числе санаторно-курортного сегмента), проектов развития телекоммуникаций, технологического кластера, дорожного строительства, жилищного строительства, логистических проектов и т.п.

Виктор Белкин
Виктор Белкин

Виктор Белкин, профессор ДВФУ, доктор экономических наук, заслуженный деятель науки РФ:

— Говоря о понятии государственно-частного партнерства, прежде всего, стоит понимать, какие условия создает государство для частных инвестиций. В России, как в классической рыночной экономике, экономические процессы идут "сверху вниз" — от этого и проблемы. Государство должно видеть в каждом отдельно взятом регионе свои проблемы и стараться решить их с помощью бизнеса. Например, наш приморский уголь сейчас затруднен для сбыта, уменьшаются объемы производства, а это влечет за собой сокращения и безработицу. В тоже время мы закупаем мазут. С участием государственно-частного партнерства можно было бы создать предприятие по переработке углей в жидкое топливо.

В России государство должно поддерживать все сферы экономики, за исключением сферы услуг. Здесь отдельно хотелось бы сказать о туризме. Развитая туристическая инфраструктура требует больших денежных вложений, малый бизнес в одиночку такое не потянет. Пока государство не начнет вкладывать деньги в туризм, частный сектор тоже не будет.

В целом идея государственно-частного партнерства хорошая, но будет реальна при наличии грамотной законодательной и судебной системы. Ведь сейчас каждый год наши соотечественники вывозят огромные капиталы за рубеж, покупая себе яхты, дома. И в тоже время наша страна -постоянно в поисках инвестиций. Когда же мы начнем вкладывать в себя? "Мы будем вкладывать в вас, когда вы сами будете вкладывать в себя деньги", — так говорят нам иностранцы.

Александр Киктенко, экономист:

— Согласно закону, государственно-частное партнерство может применяться в девяти четко ограниченных сферах: автомобильные дороги, гидротехнические сооружения, энергетические объекты, коммунальная инфраструктура, здравоохранение, образование, производственно-инновационная структура, агропромышленный и научно-производственный комплекс. Если говорить о Приморье, перспективным направлением развития является медицина, так как у нас есть для этого хорошая база. У нашего края выгодное местоположение, а также большое количество санаториев, домов отдыха.

Но пока в Приморье процветает только весьма, мягко скажем, странная форма государственно-частного партнерства — в виде томографов, купленных на бюджетные деньги. Ни для кого не секрет, что пройти томографию бесплатно — это целый "квест". Другое важное направление ГЧП на сегодняшний день — автомобильные дороги. Здесь существует большая проблема с частными инвестициями, так как государство не дает никаких гарантий. Цель государственно-частного партнерства – привлечение бизнеса любого уровня, в том числе малого. Но, как правило, люди, обладающие небольшим капиталом, ничего не знают об этом партнерстве.

Александр Латкин
Александр Латкин

Александр Латкин, директор института менеджмента, бизнеса и экономики ВГУЭС, профессор:

— На мой взгляд, приоритетным направлением государственно-частного партнерства должен являться туристско-рекреационный комплекс. Государство имеет в собственности заповедные территории, а частный сектор — желание делать бизнес. Если бы частный сектор убедил государство провести инфраструктуру, государство в результате получило бы рабочие места, прибыль и налоговые отчисления. У наших соседей в Хабаровском крае уже есть такие проекты, В заповеднике, на берегу горной речки, стоит охотничья усадьба, приятно отдохнуть и порыбачить. К этому и нужно стремиться.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Депутаты должны обязательно оценивать действие госпрограмм на районы края — депутат ЗС ПК

Дмитрий Артеменко: Приморью и Сахалину хорошо подходит "скандинавская" модель развития